ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ



ЛИТЕРАТУРНЫЕ   МЕТОДЫ,  НАПРАВЛЕНИЯ  И  ТЕЧЕНИЯ
БАРОККО (от итал. bаrоссо - причудливый, странный) - стиль в искусстве и литературе, зародившийся в Италии в конце XVI первой половине XVII вв., в России в середине XVII - первой половине XVIII вв. Литература барокко отказывается от принципа подражания действительности, она не воспроизводит ее, а пересоздает по определенным законам. Для представителей литера­турного стиля барокко характерен интерес к усложненной форме. Литература барокко широко использует символы и аллего­рии. В эпоху барокко создавались книги-эмблемы, аллегоричес­кие рисунки, скрытый смысл которых раскрывался в сопутствую­щих им изречениях и стихотворениях. Писатели провозглашали важнейшим достоинством произведения его оригинальность, а необходимыми чертами - трудность для восприятия и возмож­ность различных истолкований. Ярчайшим представителем барокко в русской литерату­ре был Симеон Полоцкий, отмечается влияние барокко на твор­чество М. Ломоносова и Г. Державина.
КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - художе­ственное направление в искусстве и литературе XVII - начала XIX вв., для которого характерна высокая гражданская темати­ка, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. На Западе классицизм формировался в борьбе с пышным барокко. Классицизму как определенному художественному направ­лению свойственно отражать жизнь в идеальных образах, тяго­теющих ко  всеобщей норме, образцу. Основным конфликтом про­изведений являлся конфликт между собственническим чувством и гражданским долгом, В литературе устанавливалась строгая  иерархия жанров. Все они делились на высокие (ода, героиче­ская поэма, трагедия) и низкие (басня, комедия), при этом пред­ставители социальных верхов выступали героями только в про­изведениях высоких жанров. Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII в. в творчестве А. Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова и достиг своего развития во второй половине столетия в творче­стве А. Сумарокова, Д. Фонвизина, М. Хераскова, В. Озерова, Г. Державина.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentimentalisme, от англ. sentimental - чувствительный) - направление в литературе и ис­кусстве второй половины XVIII в. Доминантой человеческой природы сентиментализм объявил человеческое чувство, а не разум. Герой в сентиментализме крайне индивидуализирован, у него богатый духовный мир и демократические взгляды на окружающий мир. Сентиментализму чужда противоречивость настро­ений, импульсивность душевных порывов. Условием формиро­вания идеальной личности считается не просветительство и пере­устройство мира, а высвобождение свойственных человеку чувств и их совершенствование. В России представителями сентиментализма были М. Мура­вьев, И. Дмитриев, Н. Львов, молодой В. Жуковский, Н. Карам­зин ("Бедная Лиза").
РОМАНТИЗМ (от франц. romantique) - крупнейшее на­правление в литературе конца XVIII - начала XIX вв., противо­поставлявшее себя классицизму. Исторической почвой для развития романтизма в Европе ста­ла Великая французская революция, в России толчком для появле­ния романтизма стала Отечественная война 1812 и восстание де­кабристов 1825. Реальность истории оказалась неподвластной "ра­зуму", полной тайн и  непредвиденностей, а современное мироуст­ройство - враждебным природе человека и его личной свободе. Специфику творческого метода романтизма определяет субъективный подход художников к изображению действительности, да и вообще показ реальности необходим настолько, на­сколько это способствует раскрытию внутреннего мира героя. Романтический герой - человек с сильными чувствами, с непов­торимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются остальные. Герой этот одинок, он обладает исклю­чительным характером, проявляющимся в исключительных об­стоятельствах. Важное место в литературе романтизма занимает природа. Она должна быть экзотичной, дикой, порой даже сти­хийной. Писатели-романтики обнаруживают также тесную связь с традициями своего народа, с фольклором. Представители русской школы романтизма: В. Жуковский – основоположник русского романтизма, К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский,  К. Батюшков, раннее творчество А.С. Пушкина.
НАТУРАЛИЗМ (от франц. naturalisms, лат. nature - при­рода) - литературное направление, сложившееся в последней трети XIX в., утверждавшее предельно точное, объективное и бесстрастное изображение действительности и человеческого характера, обусловленною физиологической природой и средой. Писатели-натуралисты сравнивали литературу с наукой, считая, что творец не имеет права в выборе материала, и что не существует запрещенных тем для литературной деятельности.
Основоположником натурализма в мировой литературе яв­ляется Э. Золя.
В русской литературе натурализм не нашел своего распро­странения.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impressionnisme. im­pression - впечатление) - направление в литературе и искусстве конца XIX - начала XX вв. Импрессионизму характерно отсут­ствие четко заданной формы и стремление передать явления дей­ствительности в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживающих при обзоре целого свое скрытое единство и связь.
Ярчайший представитель импрессионизма в русской литера­туре - И. Бунин. Черты импрессионизма характерны творчеству А. Чехова, А. Фета.
АКМЕИЗМ (от греч. акте - высшая степень чего-нибудь, цветущая сила) - литературное направление начала XX в., которое опиралось на приятие земного мира во всей его видимой конкретности. Для акмеизма характерен острый взгляд на под­робности бытия, живое и непосредственное ощущение природы, культуры, мироздания. Центральной мыслью акмеизма было равноправие всего сущего на земле.
Представители акмеизма в русской литературе: Н. Гуми­лев, О. Мандельштам, А. Ахматова.
СИМВОЛИЗМ (от греч. symbolon - знак, символ) - лите­ратурное направление конца XIX - начала XX вв. Литератур­ный символ рассматривался как более действенное, чем собствен­но образ, средство, помогающее прорваться сквозь покров повсе­дневности к сверхвременной идеальной сущности мира.
Русские символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, И. Анненский, А. Блок, А. Белый.
ФУТУРИЗМ (от лат. futurum - будущее) - литературное в искусстве начала XX в., основанное на разрыве с традиционной культурой, утверждающее эстетику современной урбанистической цивилизации с ее динамичностью и безличностью.
Русские футуристы: В. Хлебников, В. Каменский, В. Маяковский, А. Крученых, И. Северянин.
ИМАЖИНИЗМ (от англ. image - образ) - литературное те­чение в Росси 1920-х, в основе которого лежала декларация са­моценности слова-образа.
 Представители: В. Шсршеневич, С. Есенин, Р. Ивнез, А. Мариенгоф.
РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - художественный метод в искусстве и литературе, который отражает стремление художников к правдивому изображению действительности. Реализм стремится к глубинному постижению жизни и к широкому охвату действительности с при­сущими ей противоречиями, признает право художника освещать все стороны жизни без ограничения. В центре внимания писателей-реалистов находятся суще­ствующие в жизни закономерности, регламентирование причинно-следственными связями. Герои изображаются а реальных жиз­ненных ситуациях, при этом важное место занимает анализ социальной среды, которая оказывает влияние на формирование личности.









Комментариев нет:

Отправить комментарий