ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ
БАРОККО (от итал. bаrоссо - причудливый,
странный) - стиль в искусстве и литературе, зародившийся в Италии в конце XVI первой половине XVII вв., в России в
середине XVII - первой половине XVIII вв. Литература барокко отказывается от принципа подражания
действительности, она не воспроизводит ее, а пересоздает по определенным
законам. Для представителей литературного стиля барокко характерен интерес к
усложненной форме. Литература барокко широко
использует символы и аллегории. В эпоху барокко создавались книги-эмблемы,
аллегорические рисунки, скрытый смысл которых раскрывался в сопутствующих им
изречениях и стихотворениях. Писатели провозглашали важнейшим достоинством
произведения его оригинальность, а необходимыми чертами - трудность для
восприятия и возможность различных истолкований. Ярчайшим представителем барокко в русской литературе был
Симеон Полоцкий, отмечается влияние барокко на творчество М. Ломоносова и Г.
Державина.
КЛАССИЦИЗМ
(от лат. classicus -
образцовый) - художественное направление в искусстве и литературе XVII - начала XIX вв., для которого
характерна высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных
творческих норм и правил. На Западе классицизм формировался в борьбе с пышным
барокко. Классицизму как определенному
художественному направлению свойственно отражать жизнь в идеальных образах,
тяготеющих ко всеобщей норме, образцу.
Основным конфликтом произведений являлся конфликт между собственническим
чувством и гражданским долгом, В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров. Все они делились на высокие (ода, героическая поэма,
трагедия) и низкие (басня, комедия),
при этом представители социальных верхов выступали героями только в произведениях
высоких жанров. Русский классицизм зародился
во второй четверти XVIII в. в творчестве А. Кантемира, В.
Тредиаковского, М. Ломоносова и достиг своего развития во второй половине
столетия в творчестве А. Сумарокова, Д. Фонвизина, М. Хераскова, В. Озерова,
Г. Державина.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
(от франц. sentimentalisme, от англ. sentimental - чувствительный) - направление
в литературе и искусстве второй половины XVIII в. Доминантой человеческой природы сентиментализм объявил человеческое
чувство, а не разум. Герой в сентиментализме
крайне индивидуализирован, у него богатый духовный мир и демократические
взгляды на окружающий мир. Сентиментализму чужда противоречивость настроений,
импульсивность душевных порывов. Условием формирования идеальной личности
считается не просветительство и переустройство мира, а высвобождение
свойственных человеку чувств и их совершенствование. В России представителями сентиментализма были М. Муравьев,
И. Дмитриев, Н. Львов, молодой В. Жуковский, Н. Карамзин ("Бедная
Лиза").
РОМАНТИЗМ (от франц. romantique) - крупнейшее направление в литературе конца XVIII - начала XIX вв., противопоставлявшее
себя классицизму. Исторической почвой для
развития романтизма в Европе стала Великая французская революция, в России
толчком для появления романтизма стала Отечественная война 1812 и восстание декабристов
1825. Реальность истории оказалась неподвластной "разуму", полной
тайн и непредвиденностей, а современное
мироустройство - враждебным природе человека и его личной свободе. Специфику
творческого метода романтизма определяет субъективный подход художников к
изображению действительности, да и вообще показ реальности необходим настолько,
насколько это способствует раскрытию внутреннего мира героя. Романтический
герой - человек с сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на мир,
отвергающий законы, которым подчиняются остальные. Герой этот одинок, он
обладает исключительным характером, проявляющимся в исключительных обстоятельствах.
Важное место в литературе романтизма занимает природа. Она должна быть
экзотичной, дикой, порой даже стихийной. Писатели-романтики обнаруживают также
тесную связь с традициями своего народа, с фольклором. Представители русской школы романтизма: В. Жуковский –
основоположник русского романтизма, К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А.
Одоевский, К. Батюшков, раннее
творчество А.С. Пушкина.
НАТУРАЛИЗМ (от франц. naturalisms, лат. nature - природа)
- литературное направление, сложившееся в последней трети XIX в., утверждавшее предельно точное, объективное и
бесстрастное изображение действительности и человеческого характера,
обусловленною физиологической природой и средой. Писатели-натуралисты сравнивали литературу с наукой, считая, что творец
не имеет права в выборе материала, и что не существует запрещенных тем для литературной деятельности.
Основоположником
натурализма в мировой литературе является Э. Золя.
В
русской литературе натурализм не нашел своего распространения.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impressionnisme. impression - впечатление) - направление в литературе и искусстве конца
XIX - начала XX вв. Импрессионизму характерно отсутствие четко заданной
формы и стремление передать явления действительности в отрывочных, мгновенно
фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживающих при обзоре целого свое
скрытое единство и связь.
Ярчайший
представитель импрессионизма в русской литературе - И. Бунин. Черты
импрессионизма характерны творчеству А. Чехова, А. Фета.
АКМЕИЗМ (от греч. акте -
высшая степень чего-нибудь, цветущая сила) - литературное направление начала XX в., которое опиралось на приятие земного мира во всей его
видимой конкретности. Для акмеизма характерен острый взгляд на подробности
бытия, живое и непосредственное ощущение природы, культуры, мироздания. Центральной
мыслью акмеизма было равноправие всего сущего на земле.
Представители
акмеизма в русской литературе: Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова.
СИМВОЛИЗМ (от греч. symbolon - знак, символ) -
литературное направление конца XIX - начала XX вв. Литературный символ рассматривался как более
действенное, чем собственно образ, средство, помогающее прорваться сквозь
покров повседневности к сверхвременной идеальной сущности мира.
Русские
символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, И. Анненский, А. Блок, А.
Белый.
ФУТУРИЗМ
(от лат. futurum - будущее)
- литературное в искусстве начала XX в., основанное на
разрыве с традиционной культурой, утверждающее эстетику современной урбанистической
цивилизации с ее динамичностью и безличностью.
Русские
футуристы: В. Хлебников, В. Каменский, В. Маяковский, А. Крученых, И.
Северянин.
ИМАЖИНИЗМ (от англ. image - образ) -
литературное течение в Росси 1920-х, в основе которого лежала декларация самоценности
слова-образа.
Представители: В. Шсршеневич, С.
Есенин, Р. Ивнез, А. Мариенгоф.
РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis - вещественный,
действительный) - художественный метод в искусстве и литературе, который
отражает стремление художников к правдивому изображению действительности. Реализм
стремится к глубинному постижению жизни и к широкому охвату действительности с
присущими ей противоречиями, признает право художника освещать все стороны
жизни без ограничения. В центре внимания
писателей-реалистов находятся существующие в жизни закономерности,
регламентирование причинно-следственными связями. Герои изображаются а реальных
жизненных ситуациях, при этом важное место занимает анализ социальной среды,
которая оказывает влияние на формирование личности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий